МАДОУ ДСКН №2
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №2» города Сосновоборска

г.Сосновоборск, ул. 9 Пятилетки, 7а, тел. (8-39131) 2-10-94

 
Сведения об образовательной организации » Советы специалистов » Страничка педагога психолога » Как помочь ребенку привыкнуть к новому этапу в его жизни

Советы психолога

Как помочь ребенку привыкнуть к новому этапу в его жизни

  • Подготовка малыша к посещению детского сада должна начинаться не позже чем за месяц до поступления в него. Психологи считают, что самый лучший способ познакомить малыша с новой для него ролью и пространством - игра в детский сад. Проигрывайте как положительные (праздники, прогулки, совместные игры), так и трудные ситуации (необходимость делать то, что говорят, кушать то, что предлагают, соперничество за одну игрушку и так далее).
  • Важный момент: проигрывание расставания с мамой. Можно играть в прятки (маму не видно, но она обязательно найдется) или клубочек и ниточку: показывать ребенку, что даже отматывая нитку большое расстояние, мама всегда остается вместе с ребенком, между вами такая волшебная нить есть всегда.
  • Малышу может быть еще непонятно, что такое когда мама пошла на работу поэтому важно рассказывать ему о своей работе, о том, что в вас нуждаются люди. Ему так-же важно знать, как мама по нему скучает и ждет встречи вечером. Рассказ о том, как вы вместе проведете вечер и выходные дни, может утешить малыша по дороге в детский садик больше, чем внушение ему установки: Все туда ходят, и никто не плачет.
  • Будет здорово, если у малыша уже есть опыт общения со сверстниками в кружках, на развивающих занятиях или просто детских гостях.
  • Полезно научить ребенка навыкам самообслуживания и соблюдению простых правил детского сада: надо мыть руки перед едой, вешать одежду на стульчик, говорить вежливые слова, убирать за собой игрушки.

  •  

    "Я уже детсадовец!" (памятка для родителей)

    - Я хочу предупредить вас, что адаптация к детскому садику может протекать у меня очень болезненно. Причин много: резкая смена условий, ломка привычных форм жизни, отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое число детей, новый распорядок дня и т.п. Все это может вызвать у меня бурные реакции.

    - Не менее тяжело будет и моим воспитательницам и нянечкам. Но я знаю, что они хорошие и всегда придут мне на помощь. А еще в детском саду есть психолог, который своевременно организовывает подготовку к приему новичков, помогает воспитателям завоевывать симпатии детей.

    - Очень важно, чтобы между вами, мои родители, и сотрудниками детского сада была согласованность. Постарайтесь приблизить мой режим дня к детсадовскому, упражняйте меня в самостоятельности.

    - Мне немножко страшно и поэтому долго не оставляйте меня в группе в первые дни. Это поможет мне спокойно сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама скоро будет рядом, помогут мне освоиться в новой обстановке, познакомиться с воспитателями и детьми.

    - А еще я хочу брать с собой в детский сад свои любимые игрушки. Это обеспечит мне психологический комфорт.

    - Я так хочу в детский сад! Ведь я там не буду сидеть без дела. Меня научат лепить, делать аппликации, рисовать, конструировать, петь, танцевать. Я буду ухаживать за растениями, играть, смотреть картинки.

    - Я знаю, меня там ждут и будут очень рады встрече со мной.

    "Адаптация детей к детскому саду"

    Что делать, если:
    Что делать, если ребенок начал ходить в детский сад
    1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
    2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
    3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.
    4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
    5. С 4-го по 10-й день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.
    6. Поддерживайте дома спокойную обстановку.
    7. Не перегружайте ребенка новой информацией.
    8. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы. 


     

    Что делать, если:
    Если ребенок плачет при расставании с родителями: 

    1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду
    2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
    3. Дайте ребенку с собой любимую игрушка или какой-то домашний предмет.
    4. Принесите в группу свою фотографию.
    5. Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания
    (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
    6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
    7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
    8. Устройте семейный праздник вечером.
    9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
    10. Будьте терпеливы.

    Как справиться с капризами ребенка при расставании с родителями? 
    Почему он плачет?

    1. Плач ребенка при расставании это - эмоциональная разрядка, по-другому они не научились снимать нервное напряжение.
    2. Слезы ребенка это единственный способ, которым ребенок может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ.
    3. Ребенок разговаривает слезами.
    4. Эта сцена - для того, чтобы освободиться от своей тревоги и передать ее маме. 
    5. Печаль и тревога ребенка говорит о том, что ваш малыш становится взрослее и понимает, что прощание это грусть.

    Ребенок хочет:
    - знать, куда уходит мама;
    - знать, когда она придет;
    - быть уверенным, что с ним ничего не случиться;
    - быть уверенным, что с ней ничего не случиться.
    Взрослый хочет:
    - обеспечить безопасность ребенка;
    - не опоздать туда,куда идет;
    - оставить ребенка в хорошем настроении;
    - вернувшись, увидеть радость встречи в глазах своего малыша.
    Как совместить эти пожелания в одной стратегии.
    • Чтобы не опаздывать и иметь возможность попрощаться с ребенком, соберитесь на 5-10 минут раньше.
    • Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете (только очень просто, например: Я иду к т. Лене пить чай). Не беспокойтесь, что ребенок не поймет слов: спокойная, открытая интонация подскажет ему, что, то место, куда идет мама, достаточно хорошее, и дело приятное.
    • Скажите точно малышу, когда вы вернетесь. Для этого не нужно говорить время по часам, можно сказать: Я приду, когда ты покушаешь, поиграешь, поспишь. Ребенку приятнее конкретные описания событий, по которым он определит время.
    • Не сулите ребенку призов за то, что он вас отпускает.
    • Победить сцены при расставании помогут ритуалы.

    Адаптация считается законченной, когда у ребенка нормализуется:
    - эмоциональное состояние,
    - питание,
    - туалет,
    - сон.

     

    Как надо вести себя с ребенком, впервые посещающим детский сад

    · Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
    · Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой. Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового, организованного коллектива у вас была возможность оставлять его там не на целый день.
    · Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
    · Щадить его ослабленную нервную систему.
    · Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
    · На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
    · Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
    · Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
    · Создать дома для ребенка режим такой же, как и в детском учреждении.
    · Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
    · При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.
    · При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача.
    · Не угрожать ребенку детским садом, как наказание за детские грехи, а также за непослушание его.
    · Не нервничать и не показывать свою тревогу при поступлении ребенка в детский сад.
    · Все время объяснять ребенку, что он для вас как и прежде дорог и любим.

    Ошибки родителей в период адаптации

    1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры) Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: "Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами" Я предпочитала ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.

    2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, он сегодня так плачет, что боюсь оставлять. Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.

    3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки, формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.

    4. Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят детей баночным детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать садичное овощное рагу и запеканку.

    5. Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ. Например, кормление дома на ходу, перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.

    6. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.

    7. Научить ребенка полностью себя обслуживать это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате)

    8. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

    9. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии.Но обязательно показывать значимость его нового статуса.

    10. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

    11. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.

    12. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

    13. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама желает заботиться о внуке.

    14.Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Мною замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.

    15.Отсутствие необходимости в посещении ДОУ. Родители сомневаются в целесообразности садиковского воспитания и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.

    16. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность отгоревать, пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.

    И еще раз о целесообразности. Детский сад до 3 лет оправдан только необходимостью освободить маму для выхода на работу. Для общения, развития и социализации садик нужен не раньше 3-4 лет! Ну не нужны двухлетке игры со сверстниками. Они в этом возрасте все равно не играют вместе, а просто рядом. Всю прелесть совместных игр с друзьями малыш может оценить ближе к 4 годам. И тогда, очень возможно, в садике ему станет веселее, чем дома.

     

    Возрастные особенности детей 3-4 лет


     

    Три года это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период слияния с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную "отдельность". Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.

    В этом возрасте у вашего ребенка:
    •    Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
    •    Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
    •    Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.
    •    Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
    •    Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
    •    Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
    •    Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.

    Математика

    Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
    1. Ребенок может уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
    2. Ребенок может уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.
    3. Ребенок может знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .
    4. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
    5. Ребенок может уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.
    6. Ребенок может уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

    Логическое мышление

    Развитие Мышления, Памяти, Внимания
    Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
    1. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
    2. Ребенок может уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.
    3. Ребенок может уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.
    4. Ребенок может уметь находить сходства и различия между предметами.
    5. Ребенок может уметь запоминать 2-3 картинки.
    6. Ребенок может уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
    7. Ребенок может уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,
    8. Ребенок может уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
    9. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
    10. Ребенок может находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.
    11. Ребенок может уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

    Развитие Речи
    Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
    1. Ребенок может уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.
    2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).
    3. Ребенок может уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.
    4. Ребенок может уметь называть по одному признаку каждого предмета.
    5. Ребенок может знать названия основных действий людей и животных  (лежит, сидит, бежит и т.д.)
    6. Ребенок может уметь повторять за взрослым стишки и песенки.
    7. Ребенок может знать свое имя и фамилию.
    8. Ребенок может уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.

    Окружающий мир
    Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
    1. Ребенок может знать названия и уметь показывать  домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.
    2. Ребенок может знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).
    3. Ребенок может знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
    4. Ребенок может знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
    5. Ребенок может иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
    6. Ребенок может знать части суток - утро, день, вечер, ночь.
    7. Ребенок может уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.

    Навыки обихода
    Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
    1.Ребенок может уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек).
    2. Ребенок может уметь разрезать ножницами бумагу.
    3. Ребенок может уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
    4. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки.
    5. Ребенок может знать основные правила гигиены.

    Вам как его родителям важно:
    •    С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
    •    Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
    •    Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.
    •    Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
    •    Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
    •    Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
    •    Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.

 
в галерею...

Опрос:

Как Вам наш сайт?

  • Отлично
  • Хорошо
  • Неплохо
  • Плохо
  • Не знаю